Всё становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется        учиться, когда в учении он  чувствует радость и обретает человеческую гордость.                                                                                                                                                 В.А.Сухомлинский . 

  Теория 

Звуки делятся на гласные и согласные. У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли. Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды  Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т.д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.  В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией. Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения. Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а]  - даґча,  [т’ьл’ив’иґзър] - телевиґзор, согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции [с’иноґн’имы] - синоґнимы, [б’ир’оґзы] - берёзы, [карз'иґны] -  корзиґны. Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции. 

Сильные позиции по глухости- звонкости: 

перед гласными: [там] - там, [дам] - дам, 

 перед непарными звонкими [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м], [м’], [й’]:  [дл’а] - для,  [тл’а] – тля;   перед [в], [ в’]: [свой’] – свой, [звон] – звон. 

Слабые позиции по глухости-звонкости: 

 перед парными по глухости-звонкости: [слаґтк’ий] - слаґдкий, [зуґпк’и] – зуґбки;  на конце слова: [зуп] – зуб, [дуп] – дуб. 

        Орфоэпия (от греч. orthos - правильный и epos - речь) - отдел языкознания, изучающий правила образцового произношения (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова). Орфоэпия – это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи. В основе русской орфоэпии лежат закономерности образования и взаимодействия отдельных звуков в фонетической системе русского языка. Произносительные особенности русского литературного языка сложились к середине XVII века на базе московского городского разговорного языка. Так сложилось исторически: именно Москва стала объединителем русских земель, центром русского государства Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится. Следует обратить внимание и на постановку ударения. Ударение в русском языке не является фиксированным, оно подвижно: в разных грамматических формах одного и то же слова, ударение может быть разным: рукб – рэку, при́нял – приняла́, конйц – конйчный – закунчить. 

Примеры правил русской орфоэпии 1. [Г] произносится как [х] в сочетаниях ГК и гч (лёгкий - лё[х]кий, легче - ле[х]че).

 2. Уподобление при сочетании сш, и зш. Они произносятся как долгий твердый согласный [шЇ] (низший - ни[шш]ий, высший - вы[шш]ий, расшуметься - ра[шш]уметься). 

3. Аналогичное уподобление в сочетаниях СЖ и ЖЖ - [жЇ] (разжать - ра[жж]ать, с жизнью - [жж]изнью, сжарить - [жж]арить). 

4. Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как [щ] (счастье - [щ]астье, счёт - [щ]ёт), (приказчик - прика[щ]ик, образчик - обра[щ]ик).

 5. Сочетания ТЧ и ДЧ - как [ч] (докладчик - докла[ч]ик, летчик - лё[ч]к).

 6. Сочетания ТЦ и ДЦ - как [ц] (двадцать - два[ц]ать, золотце - золо[ц]е). 

7. Сочетания ТЧ и ДЧ - как [ч] (докладчик - докла[ч]ик, летчик - лё[ч]ик). 

8. Сочетания СТН и ЗДН – в них согласные звуки Т и Д выпадают (прелестный - преле[сн]ый, поздний - по[зн]ий, честный - че[сн]ый, участливый - уча[сл]ивый). 

9. В современном русском языке произношение [ШН] считается устаревшим, норма – [Ч`Н]. 

10. Сочетание ЧН, как правило, произносится в соответствии с написанием (анти[ч`н]ый, ве[ч`н]ый, да[ч`н]ый, ка[ч`н]уть, мле[ч`н]ый, но[ч`н]ой, отли[ч`н]о, поро[ч`н]ый, то[ч`н]ый). 

11. Сочетание ЧТ, в основном совпадает с произношением (ма[чт]а, ме[чт]а, не[чт]о, ни[чт]ожный, по[чт]и, про[чт]и, у[чт]и).

 12. Но: в союзе что и в местоимении что (чтобы, что-то, кое-что) произносится [шт]. 

13. В возвратных глаголах на конце пишется –ться или –тся, а произносится одинаково [цца] 

14. Существуют традиционные отступления от нормы, узаконенные современными словарями и справочниками. В случае сомнений необходимо обращаться к орфоэпическим словарям русского языка, в которых даются произношения слов. Это поможет вам лучше усвоить литературные произносительные но